Биологами не обнаружены гормоны которые являются производными белков

Олимпиадные задания по биологии 11 класс.

Олимпиадные задания по биологии.

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку. +

Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых. +

В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли;
б) митохондрии;
в) пластиды; +
г) рибосомы.

Сфагнум размножается:
а) семенами;
б) пыльцой;
в) спорами; +
г) зооспорами.

Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом ; +
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.

Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие; +
г) боковые видоизмененные почки.

Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. +

Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. +

Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни; +
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.

Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса; +
в) банана;
г) айвы.

К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. +

Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее:
а) стебли;
б) стебли и листья;
в) соцветия;
г) плоды. +

Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы; +
б) проса;
в) овса;
г) ячменя.

Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор;
б) наличие цветка;
в) развитие из семени; +
г) редукция спорофита.

Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики. +

Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; +
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.

Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного, но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:
а) мелководным обитателем;
б) глубоководным обитателем; +
в) наземным обитателем;
г) обитателем приливно-отливной зоны.

Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
а) такой же, как у человека;
б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра; +
г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра.

Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
б) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение недели;
г) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации О 2 , в течение двух недель. +

В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система; +
г) нервная система.

Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди; +
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди.

Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы; +
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы; +
в) через поры в коже;
г) с экскрементами.

У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а) только самка;
б) только самец; +
в) по очереди оба родителя;
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца.

Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. +

Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;
б) дождевой червь; +
в) гидра;
г) вольвокс.

Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик; +
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.

Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах; +
б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах.

Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную теряется информации:
а) 5%;
б) 10%;
в) 50%;
г) более 90%. +

Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; +
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой.

Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная; +
г) щелочная.

Не известны гормоны, которые являются производными:
а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов. +

В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот. +

Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина; +
г) фолиевой кислоты.

Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. +

К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. +

Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; +
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. +

В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны; +
в) копытные;
г) человек.

В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными; +
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами; +
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.

Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк. +

Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками; +
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика;
б) история;
в) палеонтология; +
г) эволюция.

Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых; +
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.

Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конверген­ции; +
в) параллелизма;
г) случай­ного совпадения.

Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза; +
в) оплодотворения;
г) опыления.

Одно из положений клеточной теории гласит:
а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
б) новые клетки образуются при делении исходных клеток; +
в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
г) клетки способны к росту и обмену веществ.

При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. +

Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. +

Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий; +
в) ядер животных;
г) ядер растений.

Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:
а) хроматография;
б) центрифугирование; +
в) электрофорез;
г) авторадиография.

Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания;
б) нуклеозиды;
в) нуклеотиды; +
г) динуклеотиды.

Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла; +
г) цитоплазмы.

В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.

Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.

Из названных белков ферментом является:
а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин; +
г) миоглобин.

В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.

Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление:
а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. +

При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Бактерии вызывают заболевания :
I . возвратный тиф. +
II . сыпной тиф. +
III . малярия.
IV . туляремия. +
V . гепатит.
а) II , IV ;
б) I , IV , V ;
в) I , II , IV ; +
г) II , III , IV , V .

Корни могут выполнять функции:
I . образования почек. +
II . образования листьев.
III . вегетативного размножения. +
IV . поглощения воды и минеральных веществ. +
V . синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. +
а) II , III , IV ;
б) I , II , IV , V ;
в) I , III , IV , V ; +
г) I , II , III , IV .

Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I . корень погибнет.
II . все растение погибнет.
III . рост корня в длину прекратится. +
IV . растение выживет, но будет слабым.
V . начнут расти боковые и придаточные корни. +
а) III , IV , V ;
б) III , V ; +
в) I , IV , V ;
г) II , IV , V .

Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для :
I . пауков.
II . клещей. +
III . сольпуг.
IV . сенокосцев.
V . скорпионов.
а) II ; +
б) II , III ;
в) I , IV ;
г) I , II , III , V .

Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
I . кораллы . +
II . губки . +
III . асцидии . +
IV . коловратки .
V . усоногие раки . +
а) I , II , III , IV ;
б) I , II , III , V ; +
в) I , III , IV ;
г) I , II , III , IV , V .

Хорда сохраняется в течение всей жизни у :
I . окуня.
II . осетра. +
III . акулы.
IV . миноги. +
V . ланцетника. +
а) I , II , III , IV ;
б) III , IV , V ;
в) II , III , V ;
г) II , IV , V . +

Нерестится только один раз в жизни :
I . севрюга.
II . сардина.
III . горбуша. +
IV . красноперка.
V . речной угорь. +
а) II , III , V ;
б) III , V ; +
в) I , III , V ;
г) I , II , III , V .

Аллантоис выполняет у амниот функцию :
I . газообмена. +
II . терморегуляции.
III . запасания воды.
IV . накопления мочи. +
V . пищеварения.
а) I , III , IV ;
б) I , IV ; +
в) I , II , IV , V ;
г) I , II , III , IV .

В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I . вода.
II . глюкоза.
III . мочевина.
IV . гемоглобин. +
V . альбумин плазмы. +
а) I , II , III ;
б) I , III , IV , V ;
в) II , IV , V ;
г) IV , V . +

Каждая популяция характеризуется :
I . плотностью. +
II . численностью. +
III . степенью изоляции.
IV . независимой эволюционной судьбой.
V . характером пространственного распределения. +
а) I , II , V ; +
б) I , IV , V ;
в) II , V ;
г) II , III , IV .

К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся :
I . волк.
II . рысь. +
III . ягуар. +
IV . гепард.
V . медведь. +
а) II , III , IV , V ;
б) I , IV ;
в) I , II , III , V ;
г) II , III , V . +

Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят :
I . белка.
II . хорек.
III . песец. +
IV . лемминг. +
V . зеленая жаба.
а) I , II , III , IV ;
б) II , III , IV , V ;
в) III , IV ; +
г) III , IV , V .

Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I . жабры рыбы и жабры рака. +
II . крылья бабочки и крылья птицы. +
III . усики гороха и усики винограда. +
IV . волосы млекопитающих и перья птицы.
V . колючки кактуса и колючки боярышника. +
а ) I, III, IV, V;
б ) I, II, IV, V;
в ) I, II, III, V; +
г ) I, II, III, IV.

Из названных полимеров к неразветвленным относятся :
I . хитин . +
II . амилоза . +
III . гликоген.
IV . целлюлоза . +
V . амилопектин.
а) I , II , IV ; +
б) I , II , III , IV ;
в) II , IV , V ;
г) III , IV , V .

В организме человека гормональные функции выполняют соединения :
I . белки и пептиды . +
II . производные нуклеотидов.
III . производные холестерина . +
IV . производные аминокислот . +
V . производные жирных кисл от. +
а) III , IV , V ;
б) I , III , IV , V ; +
в) III , V ;
г) II .

источник

Биологами не обнаружены гормоны которые являются производными белков

Биохимические особенности гормонов

Для лечения щитовидки наши читатели успешно используют Монастырский чай. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Важность изучения механизма воздействия гормонов

Практически все гормоны участвуют в естественном метаболизме человеческого организма, выполняя при этом сигнальные и регуляторные функции, в любых его процессах.

Механизм, с помощью которого биологически активные химические вещества, вырабатываемые в клетках одних органов тела, влияют, посредством химических реакций, на деятельность других клеток и органов настолько же сложен, насколько и до сих пор не изучен. Непосредственное воздействие гормонов на жизнедеятельность человеческого организма неоспорима, но знаний о них пока недостаточно, чтобы в должной мере ими управлять.

Структура уже изученных гормонов показала, что они обладают общими свойствами, как и другие сигнальные молекулы, и служат источником передачи информации. Почему некоторые из них собраны в отдельные железы, притом, что другие циркулируют по организму, почему одна железа вырабатывает несколько видов различных биологически активных веществ, какие именно химические вещества оказывают влияние на запуск сложного механизма цепной реакции, еще предстоит изучать.

В тот момент, когда человечество научится управлять, с достоверной точностью, деятельностью гормонов в отдельном организме, откроется новая страница в его науке, и истории.

Эндокринная система человеческого организма

Только в середине прошлого столетия были открыты гормоны и витамины, и изучены реакции, которые обеспечивают клеткам энергетический потенциал. Деятельность эндокринной системы, которая их синтезирует, и регулирует поставляемость к необходимым зонам воздействия посредством циркулирующих жидкостей, распространяется по всему организму человека.

Биология, изучающая гландулярный аппарат, осуществляет общее изучение структуры, но, для того, чтобы исследовать весь механизм взаимодействия, включая свободно транспортируемые компоненты деятельности эндокринных желез, потребовались совместные усилия двух наук, на грани которых появилась биохимия. Изучение деятельности гормонов имеет огромное значение, потому что эндокринная система занимает важнейшее место в работе организма, и осуществлении его жизненных функций.

В процессе жизнедеятельности эндокринная система:

  • обеспечивает координацию органов и структур;
  • участвует практически во всех химических процессах;
  • стабилизирует деятельность относительно условий внешней среды;
  • контролирует развитие и рост;
  • отвечает за половую дифференциацию;
  • превалирующе влияет на репродуктивную функцию;
  • выступает одним из генераторов человеческой энергии;
  • формирует психоэмоциональные реакции и поведение.

Все это обеспечивает сложная по структуре система, состоящая из гландулярного аппарата, и диффузной части в виде эндокринных клеток, рассеянных по организму. Воздействие на рецептор определенного раздражителя приводит к сигналу, посылаемому центральной нервной системой в гипоталамус, продуцирующий соответствующий посыл в гипофиз.

Гипофиз передает команду тропным гормонам, которые выделяет для этой цели, и рассылает их в другие железы. Те, в свою очередь, вырабатывают собственных агентов, выбрасывая их в кровь, где происходит химическая реакция от взаимодействия с определенными клетками.

Многообразие и вариабельность обеспечиваемых функций, и провоцируемых реакций, заставляет эндокринную систему вырабатывать значительный ассортимент химически и биологически активных веществ абсолютно различного типа воздействия, которые, для простоты их осознания, описываются под общим собирательным термином гормоны.

Виды гормонов и их функции

Перечисление всех вырабатываемых человеческим организмом гормонов невозможно, хотя бы потому, что не все из них еще выявлены и изучены. Однако, и известных человеку веществ достаточно для очень длинного списка. Передняя доля гипофиза продуцирует:

  • гормон роста (соматропин);
  • меланин, отвечающий за красящий пигмент;
  • тиреотропный гормон, регулирующий деятельность щитовидной железы;
  • пролактин, который отвечает за деятельность грудных желез и лактацию.

Лютеинизирующий и фолликулостимулирующий стимулируют половые железы, и поэтому отнесены к гонадотропинам. Задняя доля гипофиза вырабатывает:

  • вазопрессин, поддерживающий в норме кровеносные сосуды;
  • окситоцин, вызывающий тонус матки.

У многих гормонов основная функция не является единственной, и они обеспечивают дополнительно некоторые процессы.

Щитовидная железа вырабатывает:

  • тиреоидиные гормоны, отвечающие за синтез белка и распад питательных веществ. Обмен углеводов, и стимуляция естественного метаболизма осуществляется с их участием и взаимодействием с другими химическими соединениями;
  • кальцитонин, который ранее ошибочно считали продуктом деятельности паращитовидных желез, тоже вырабатывается в щитовидной железе, и отвечает за уровень кальция, а его гипервыработка, или недостаток, могут стать причиной серьезных патологий.

Другие гормонопродуцирующие органы

Мозговой слой надпочечников вырабатывает адреналин, обеспечивающий реакцию организма на опасность, и, соответственно, выживаемость самого организма. Это далеко не единственная функция адреналина, если рассматривать его взаимодействие в химических реакциях с другими биологически активными веществами.

Функции гормонов, которые вырабатывает кора надпочечников, еще более многообразны:

  • глюкокортикоиды влияют на обмен веществ и иммунную деятельность;
  • минералокортикоиды поддерживают солевой баланс;
  • андрогены и эстрогены выступают в роли половых стероидов.

Андрогены вырабатывают также семенники, а яичники вырабатывают эстрогены и прогестерон. Они готовят матку к оплодотворению.

Поджелудочная железа вырабатывает инсулин и глюкагон, несущие ответственность за уровень глюкозы в крови, осуществляют регуляцию посредством химических реакций.

Желудочно-кишечные гормоны – гастрин, холецистокинин, секретин и панкреозимин являются ответом слизистой ЖКТ на специфическую стимуляцию, и обеспечивают переваривание пищи. Нервные клетки синтезируют группу нейрогормонов, представляющих собой гормоноподобные вещества. Это химические соединения, которые стимулируют, или подавляют деятельность других клеток.

Структура некоторых из них изучена относительно хорошо, и применяется для регуляции секреторных механизмов, в виде готовых лекарственных средств. Многие гормоны удалось с этой целью синтезировать, однако, это все еще непаханое поле для научной деятельности, творческих экспериментов, и будущих монографий исследователей.

Несомненно, что дальнейшее исследование биохимических взаимодействий, и деятельности эндокринных желез, принесет значительную пользу для излечения многих наследственных заболеваний и патологий.

Классификация гормонов

На сегодняшний день науке известно более ста видов различных гормонов, и их многообразие служит серьезным препятствием для сколько-нибудь обоснованной номенклатурной классификации. Четыре распространенные гормональные типологии составлены по различным классифицирующим признакам, и ни одна не дает достаточно полного представления.

Наиболее распространена классификация по месту синтезирования, которая относит активные вещества к продуцирующей железе. Несмотря на то, что это очень удобно людям, не имеющим к биохимии гормонов, как к науке, никакого отношения, место выработки не вполне дает представление о строении и характере биологического компонента эндокринной системы.

Классификация по химическому строению еще более запутывает дело, потому что условно делит гормоны на:

Но это условное деление, потому что одинаковые химические соединения выполняют различные биологические функции, и это затрудняет понимание механизма взаимодействий.

Функциональная классификация делит гормоны на:

  • эффекторные (действующие на одиночную мишень);
  • тропные, отвечающие за выработку эффекторных;
  • рилизинг-гормоны, которые продуцируют синтез тропных и других гипофизарных гормонов.

Основной классификацией, которой можно руководствоваться в понимании биохимии гормонов, является их подразделение по биологическим функциям:

  • липидный, углеводный и аминокислотный обмен;
  • кальциево-фосфатный обмен;
  • метаболический обмен в гормонопродуцирующих клетках;
  • контроль и обеспечение деятельности репродуцирующей функции.

Химический состав биологических веществ, условно соотнесенных в терминологическую группу под общим название гормоны, отличается своеобразием строения, которое обусловлено выполняемыми функциями.

Структурное строение и биосинтез

Строение гормонов – тема довольно общая, потому что многие из них образуются специализированными клетками, и синтезируются в различных железах эндокринной системы. Структура отдельного гормона обусловлена как химическими веществами в нее входящими, так и качественным производным реакций, в которые вступает каждый отдельно взятый реагент.

Большинство эндокринных желез вырабатывает по нескольку химически и биологически активных веществ, каждое из которых имеет индивидуальное строение, и соответствующие этому обустройству функциональные обязанности. Дефекты в структуре гормона могут быть причиной системных, или наследственных заболеваний, и нарушать осуществление метаболизма, деятельность их рецепторов, деструктурировать механизм передачи сигнала в эффект-мишени.

По химическому строению гормоны делятся на 3 основные большие группы:

  • белково-пептидные;
  • стероидные;
  • смешанные, не относящиеся к первым двум.

Структура белковых гормонов состоит из аминокислот, которые связаны пептидными связями, а полипептидными называются те, что состоят из менее чем 75 аминокислот. Те из них, что содержат углеводные остатки, носят собственное название – гликопротеины.

Несмотря на сходную структуру, белковые гормоны продуцируются различными железами и ничего общего по месту воздействия, или его механизму, и даже по размерам, и строению молекул не имеют. К белковым относятся:

Структура большинства белковых гормонов на сегодняшний день расшифрована, и продуцируется в виде синтетических, используемых для лечебных мероприятий средств.

Стероиды образуются только в надпочечниках (коре), и половых железах, и содержат циклопентанпергидрофенантреновое ядро. Все стероиды являются производными холестерина, и самыми известными их представителями являются кортикостероиды.

Многие стероиды также синтезированы в научных лабораториях. Третья группа, в некоторых источниках именуемая амины, практически не поддается каким-либо обобщающим характеристикам, потому что содержит и пептидные группы, и химических посредников, вроде окиси азота, и длинноцепочечные жирные кислоты, и производные аминов. Химический состав смешанной группы, безусловно, нельзя свести только к аминам, потому что в нее условно внесены многие химические производные.

Механизм действия и его особенности

Выполняемые гормонами функции, настолько многообразны, что их сложно даже сложно представить непосвященному воображению:

  • пролиферативные процессы, которые они регулируют в совмещенных и чувствительных к ним тканях;
  • развитие вторичных половых признаков;
  • действие сократительных мускулов;
  • интенсивность метаболического обмена, его ход;
  • адаптация, посредством химических реакций сразу в нескольких системах, к меняющимся условиям внешней среды;
  • психоэмоциональное возбуждение и действие определенных органов.

Все это осуществляется посредством определенных механизмов взаимодействия. Их механизмы взаимодействия, несмотря на разное химическое строение биологически и химически активных веществ, имеют некоторые сходные особенности.

Гормоны, биохимия которых направлена на осуществление нескольких десятков видов реакций, взаимодействуют с мишенями в клеточном ядре, или после присоединения к клеточной мембране. Эффект взаимодействия обеспечивается только в том случае, если гормон соединился с рецептором, и привел в действие его механизм. В некоторых исследованиях рецептор сравнивается с замком, ключом которого и является гормон.

Для лечения щитовидки наши читатели успешно используют Монастырский чай. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Только тесное взаимодействие, поворот ключа, открывает закрытый, до поры до времени, замок. Немаловажным в этом примере является и соответствие гормона рецептору.

Механизм взаимодействия гормонов и других структур

Активность синтеза, дерепрессии, трансляции и транскрипции, обусловливает интенсивность обмена веществ. Действие гормонов на процессы, в которые вовлекаются ферменты, подтверждается, или блокируется цитостатиками, имеющимися в клетке.

Информационная РНК выполняет роль второго посредника, в обеспечении ферментативной активности. Будучи производными эндокринных желез, которые выделяются в кровь, они достигают очень низкой концентрации в циркулирующей жидкости, и только наличие специфических рецепторов позволяет мишени улавливать направленный к ней активатор.

Современные исследования позволили установить наличие специализированных активных веществ, которые отвечают за синтез и репродукцию гормонов, необходимых организму, а участие гормонов и нейрогормонов, действующих через нервные ткани для передачи нервных импульсов, происходит через разные механизмы.

Гормоны взаимодействуют с моторной концевой пластинкой, в то время, как нейрогормоны проходят транспортными путями ЦНС, или через портальную систему гипофиза.

Гормональный механизм взаимодействия обусловлен не только химическим строением активного вещества, но и способом его транспортировки, транспортными путями и местом, где гормон синтезируется.

Механизм действия является четкой системой осуществления контакта и влияния на клеточную мембрану, или ядро, обусловленной биохимическими реакциями и информацией, заложенной на генетическом уровне.

Несмотря на существенную разницу в строении гормонов, механизме передачи, и собственно, рецептора, некоторые общие моменты в этом процессе несомненно наличествуют. Фосфорилирование белков является несомненным участником передачи сигнала. Активация, и ее прекращение происходит с помощью специальных механизмов регуляции, в которых имеется несомненный момент отрицательной обратной связи.

Гормоны – гуморальные регуляторы функций организма, причем основных его специфических функций, и их задачей является поддержание его физиологического равновесия, с помощью специальных химических и биохимических реакций.

Биохимические механизмы передачи сигнала и воздействия на клетку-мишень

Белок-рецептор, имеет на одном из своих доменов, участок, который по своему составу комплементарен составляющей сигнальной молекулы. Определяющим в процессе взаимодействия становится момент, когда часть сигнальной молекулы подтверждена в относительном тождестве, и сопровождается моментом, схожим с образованием фермент-субстратного сообщества.

Механизм этой реакции изучен недостаточно хорошо, равно, как и большинство рецепторов. Биохимии гормонов известно лишь, что в момент установления комплементарности между рецептором, и частью сигнальной молекулы, устанавливаются гидрофобные и электростатические взаимодействия.

В момент, когда белок-рецептор связывается с комплексом сигнальной молекулы, происходит биохимическая реакция, которая и запускает весь механизм, внутриклеточные реакции, иногда весьма специфического свойства.

Практически все эндокринные нарушения базируются на утрате способности клеточного рецептора распознавать сигнал, или осуществлять стыковку с сигнальными молекулами. Причиной таких нарушений могут быть как генетические изменения, так и выработка организмом специфических антител, или недостаточность синтеза рецепторов.

Если стыковка все же благополучно состоялась, то начинается процесс взаимодействия, который, в изученном на сегодняшний день формате, дифференцируется по двум типам:

  • липофильному (рецептор находится внутри клетки-мишени);
  • гидрофильному (месторасположение рецептора в наружной мембране).

Какой механизм передачи избирается в конкретном случае, зависит от способности молекулы гормона проникать через липидный слой клетки-мишени, или, если ее величина этого не позволяет, или она полярна, осуществлять связь снаружи. В клетке находятся вещества-посредники, которые обеспечивают передачу сигнала и регулируют активность ферментных групп внутри мишени.

На сегодня известно об участии в механизме урегулирования циклических нуклеотидов, инозитолтрифосфата, протеинкиназы, кальмодулина (белка, связывающего кальций), ионов кальция, и некоторых ферментов, участвующих в фосфорилировании белков.

Биологическая роль гормонов в организме

Гормоны играют огромную роль в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Об этом свидетельствует тот факт, что нарушение выработки определенного гормона эндокринными железами, способно привести к появлению у человека серьезных патологий как врожденных, так и приобретенных.

Избыток, или недостаточная выработка гормона в человеческом теле нарушает нормальный, физиологический процесс его жизни, и создают конкретное ухудшение физического, или психоэмоционального состояния. Дисфункция паращитовидной железы создает проблемы с опорно-двигательным аппаратом, влияет на костную систему, нарушает работу печени и почек.

Выработка паратгормона в отличном от нормы количестве приводит к психическим расстройствам, кальцинации стенок сосудов, или даже внутренних органов. Головные боли, мышечные судороги, учащение ритма сердца – все это последствия сбоя в работе только одной из эндокринных желез. Ненормальная выработка гормонов коры надпочечников:

  • лишает человека возможности подготовиться к стрессовому состоянию;
  • нарушает обмен углеводов;
  • приводит к патологической беременности, негативным ее протеканиям, выкидышам;
  • половому бесплодию.

Гормоны поджелудочной железы:

  • регулируют процесс пищеварения;
  • выработку инсулина;
  • активируют процесс расщепления жиров;
  • повышают уровень глюкозы в крови.

Гипофиз влияет на образование меланина, лютеинизирующего гормона, влияющего на репродуктивную функцию, отвечает за нормальное развитие человеческого организма во все его периоды.

Все виды обмена, рост и развитие, репродуктивная функция, генетическая информация, формирование плода во внутриутробном развитии, процесс овуляции и зачатия, гомеостаз, адаптация к внешней среде – вот только некоторые из процессов, обеспечение механизма которых возложено на гормоны.

Внешние и общие симптомы гормонального сбоя

Биохимия гормонов – наука, выделенная в самостоятельное изучение, и это обусловлено той важной ролью, которую гормоны играют в организме. Ее невозможно переоценить, потому что от нормального гормонального фона зависит и жизненный цикл, и работоспособность, и психоэмоциональное состояние. Неполадки с воспроизводством гормонов легко диагностируются даже без проведения специальных анализов, потому что человека начинают сопровождать:

  • головные боли;
  • нарушения нормального, полноценного сна;
  • циклические, или спонтанные перепады настроения;
  • необоснованная агрессия и перманентная раздражительность;
  • приступы внезапной паники и страха.

Все это прямое следствие нарушения гормональной выработки, и эти тревожные симптомы служат сигналом для обращения к врачу. Выработка, и биохимия гомонов – сложные процессы, которые зависят от многих составляющих, в том числе, и от наследственных факторов. Изучение этих процессов способно оказать значительную помощь современной медицине, поэтому биохимии гормонов и уделяется такое пристальное внимание.

Доказано, что число человеческих гормонов даже больше, чем сто с лишним, изученных на сегодняшний день, а механизмы рецепторной связи и нейрогуморальные реакции все еще требуют самого пристального изучения.

Только после расшифровки анализов специалист может приступать к лечению гормональных нарушений, и регулировать деятельность человеческого организма с помощью гормональных препаратов, разработать и синтезировать которые в огромной степени позволила биохимия гормонов, наука, созданная на грани биологии, химии и медицины, и являющаяся одним из самых перспективных биохимических направлений на сегодняшний день.

Дальнейшее ее развитие может привести к предотвращению старения, препятствованию появления генетических уродств, излечению раковых опухолей, решению многих глобальных проблем человеческого здоровья.

Как повысить в организме гормон счастья?

А вы сможете назвать свойства гормонов?

За что отвечают андрогены?

Какие гормоны способны повышать и понижать уровень сахара в крови?

Роль гормонов печени в организме

источник