Инструменты для работ из кости

Инструменты и материалы, используемые косторезами

Для изготовления костяных изделий используется не только бивень мамонта, но и кости других животных, преимущественно, КРС. Само по себе это сырьё недорогое, но оно очень хрупкое и чутко реагирует на температурный и влажностный режим. А это значит, что оно требует определённых условий для хранения. Резьба по кости, инструменты и материалы для которой довольно разнообразны, это весьма трудоёмкий процесс, причём, на всех его этапах.

Первичная обработка

Всё исходное сырьё подлежит первичной обработке. Для начала, все ненужные элементы спиливаются, а нероговые части за ненадобностью удаляются. Обезжиривание и выварка сырья – это обязательные операции. Для этих целей готовится специальный раствор, состоящий из воды и кальцинированной соды. Хорошо проваренная кость высушивается на решётках, без резких температурных скачков и при влажности воздуха 50%. После, практически готовый материал проходит несколько этапов черновой обработки. Естественно, для этих целей задействуется специальное оборудование.

Стадии предварительной обработки

  1. Распиловка. Материал раскраивается на отдельные части, а для этих целей применяется круглопильный станок, способный за одну смену обработать несколько десятков килограммов сырья.
  2. Шлифовка. Поверхность материала выравнивается, а все неровности и шероховатости ликвидируются при помощи шлифовального станка.
  3. Отбеливание. Натуральное необработанное сырьё, даже прошедшее этапы первичной обработки, имеет цвет, далёкий от идеального. Поэтому специалисты используют специальные растворы, дабы получить материал более привлекательного внешне оттенка.

Оборудование для художественной обработки материала

Инструменты для резьбы по кости и рогу отличаются своим разнообразием, ведь эти материалы обладают большой твёрдостью, а это значит, что для их художественной обработки деревообрабатывающее и металлообрабатывающее оборудование не всегда пригодно. Понятно, что на предварительных стадиях для черновой обработки задействуются различные станки: от опиловочного и токарного до фрезерно-копировального.

А сугубо творческая работа требует использования особых приспособлений инструментов, без коих нельзя получить изделие, заслуживающее внимания. Причём, в их число входят не только бормашины и штихеля, но и инструмент для резьбы по кости, изготовленный самими мастерами. Штихеля – это приспособления, имеющие острые наконечники различных конфигураций, используемые для разных целей, например, для выскребания, высверливания, резки и т.п.

источник

Резьба по кости — советы профессионалов

Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

  • резной орнамент со сквозными отверстиями;
  • рельефные сюжетные композиции;
  • разноцветная гравировка элементов;
  • подкладывание цветной фольги под орнамент.

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

  • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
  • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
  • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
  • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
  • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
  • щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

  • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
  • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
  • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
  • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
  • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

  • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

  • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

  • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

  • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

  • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

  • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

  • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

  • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

  • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

  • У вас должна получиться подобная заготовка.

  • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

  • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

  • Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.

  • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.

источник

Часто задаваемые вопросы по обработке кости

Здесь попытаюсь собрать однотипные вопросы, которые часто задают касательно обработки кости. Сразу стоит оговориться, что я не профессионал, а любитель, резьба для меня — любимое хобби, поэтому в ответах я не претендую на объективность и полноту.

Q: Я хочу начать резать, с чего мне начать?

A: Начните с начала, «дорогу осилит идущий». Начнёте резать — поймёте, что к чему, появятся конкретные вопросы, на которые проще найти ответы, чем на абстрактный «с чего начать?»

Q: Какой инструмент мне нужен?

A: Здесь тот же принцип, что и в предыдущем ответе: начнёте двигаться — сами поймёте, что вам нужно. Можно обходиться только ручным инструментом, можно, как я, точить кость дремелем. Среди профессионалов бытует презрительное отношение к тем, кто обрабатывает кость с помощью электроинструмента. Я же считаю, что не важно, каким способом вы создаёте что-то, важно, что получается в итоге.

При любом способе обработки совсем необязательно сразу иметь весь спектр инструмента, и интструмент необязательно должен быть дорогим. Инструмент накапливается постепенно, годами, пропорционально навыкам, по мере продвижения вам требуется всё больше и всё более специфичный инструмент.

Q: Где вы берёте кость?

A: Для начала лучше начать с обычной коровьей кости. Можете собирать остатки костей с кухни, можете купить кость на рынке. Для резьбы годится только цевка — трубчатая кость с ноги животного, любая другая кость — пористая, и для резьбы не подходит. Можно также собирать кость на улице, обглоданную собаками и вымытую дождями.

Перед резьбой кость следует механически очистить от органики и обезжирить. Для обезжиривания кость вываривается в растворе пищевой соды: на литр воды — одну пачку соды. Варить следует пару часов, периодически меняя воду. Когда сверху образуется шапка из грязной пены, состоящей из грязи и жира, связанного содой, раствор следует сменить, продолжая варить, пока пена не будет чистой и белой.

Также желательно иметь под рукой пластилин, для предварительного моделирования того, что вы хотите вырезать. Когда освоитесь с неприхотливой костью, можно переходить на капризные «благородные» материалы: бивень мамонта, клык моржа, зуб кашалота, рог барана. Эти материалы более плотные и каждый со своим характером и спецификой. Думаю, когда вы дойдёте до обработки бивня, мои советы вам уже не понадобятся.

Q: Я хочу начать резать, чтобы заработать много денег.

A: Это в корне неверный подход. Во-первых, потому что подобное хобби — это прежде всего большие расходы: на инструмент, на материал, и пройдёт много времени, прежде чем вы сможете что-либо продать. Во-вторых, на мой взгляд, корыстный подход к творчеству неплодотворен — если вы будете сконцентрированы на деньгах, вы не создадите ничего действительно стоящего. Как и везде в жизни, вы сможете извлечь материальную выгоду из любого занятия только тогда, когда вы занимаетесь любимым делом ради него самого. Я не маркетолог и не экономист, сужу по себе — я буду резать независимо от того, продаются ли мои работы. Очень хорошо, когда любимое дело приносит прибыль, ведь деньги дают вам определённую свободу и высвобождают время, которое можно посвятить резьбе. Но, повторяю, первичной должна быть всё-таки резьба.

Кроме того, для успешной продажи ваши изделия должны быть достаточно оригинальными и интересными, нести индивидуальный почерк мастера и в идеале, должны быть узнаваемы среди работ других мастеров.

Вкладывайте в работу душу — и признание обязательно найдёт вас, и деньги непременно придут к вам. Творите, не оглядываясь ни на кого, воплощайте образы, которые приходят к вам, ведь талант — это то, что даётся свыше, и пренебрегать им нельзя. Талант есть у всех, нужно просто развить его и дать выход, тогда тонкий ручеёк станет могучей рекой.

FAQ будет пополняться, вы можете помочь мне в расширении топика, задавая ваши вопросы.

источник

Инструменты для работ из кости

В связи с покупкой машинки форедом и другого инструмента продаю тот которой пользовался несколько лет (от 1 года до 5)
Гравер Риоби.
Стандарт дремеля.
В комплекте инструментальный ящик (не родной) с ячейками под расходники.
В комплекте 2 хобота. Патроны: цанговый дремелевский и кулачковый китайский тоже под стандарт дремеля.
Расходников родных давным-давно нет. Игрушечные были, сразу кончились)))
Вопреки распространенной «болячке» риоби изначально не было никаких люфтов и сколько-нибудь заметной вибрации. Перегрев тоже не заметен. Родной хобот был плохого качества, грелся. Смазка вытекала. Заменил. Отлично «тянет» на низких оборотах. Рекордная скорость в 35000 на высоких (нафига это — загадка великая есть. Мне пригодилось только при полировке пушком).
Дополнительно к нему могу при купить расходники за отдельную плату по чеку или заказать оные на Ваш адрес у проверенного продавца на Али.
Сцыль на него на оф. сайте: http://ryobitools.ru/product/eht150v-ryobi-5133000754..
Дополнительно дам сцыль где заказывать хорошие расходники.

Цена в данной комплектации — ниже плинтуса. 2000 + доставка.

Жужа-кувалдометр. Если официально — ренноватор хаммер.
Кажется этот https://www.dns-shop.ru/product/1d7a8001e04b3330/reno. А может и 200 в чемоданной комплектации. Серия профи — это точно. Заинтересовавшимся уточню модель.
Из недостатков — регулировка оборотов очень резкая. Весит много. Избыточная мощность. Шлифнасадка (как и у всех жуж) — полная фигня. Проще вручную зашкурить)))
Из плюсов — ламинат, мягкую древесину, пластик, мягкую сталь режет как по маслу. Годится для довольно больших работ. В пределах разумного есс. Болгарку и лобзик он не заменит.
Родной кейс, хорошее пильное полотно, подошва со шкурками. Годятся почти любые полотна.
2500
Дополнительно — дам сцыль где полотна дёшево и качественные.

Печка для фьюзинга в микроволновке. Новая. Большая. На сегодняшний день цена в группах в ВК стартует от 4600. Притом есть в наличии только за 5700. Это типа мониторинг.
Я брал сперва маленькую и пользовался до полного износа. Сделано было чуть больше чем дофига. Кабошоны из первой попавшейся стекляшки, обжиг мелких глиняных штук — без проблем.
После износа маленькой заказал себе большую. Но пока она шла — уволился с работы где была микроволновка. Дома этого аццкого агрегата нет и не будет никогда.
Цена за такое счастье феноменальная — 3500 рублей.

А тем кто возьмёт все (гравер, жужа, печь для фьюзинга) в подарок достанется электролобзик интерскол б/у и доставка по рф за мой счёт.

СПб.
Есть возможность отправить в Беларусь с родственником. Для тех кто прёт все — тоже за мой счёт.

источник

Виды и техники резьбы по кости: мастер-класс для начинающих

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

История у разных народов мира

Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» — это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

  1. Гладкая. Формируется по заранее нанесённому эскизу. Считается самым простым способом создания художественного произведения из кости. Чаще всего используется для создания оберегов, амулетов, небольших фигурок и миниатюр.
  2. Рельефная или объёмная. Применяется для работы над сложными трёхмерными скульптурами и композициями.
  3. Сквозная, которая ещё называется резьбой в проём. Подразумевает пронзание кости насквозь в одном или нескольких местах. Используется для создания орнаментов на ларцах, шкатулках и прочих изделиях, а также в китайских скульптурах «шар в шаре».

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

  1. Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
  2. Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
  3. Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
  4. Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
  5. Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить – в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

  • грубые пилочки — для снятия верхних прочных слоёв, которые мешают работе;
  • абразивные насадки — для снятия «коры» кости и шлифовки;
  • тонкие и острые лезвия — для проведения тонких линий;
  • насадки с очень маленькими (не более 2 мм в диаметре) шариками — для проработки формы мелких деталей, придания им рельефности;
  • резиновые зернистые насадки — для шлифовки;
  • мягкие щётки и кисточки — для полировки готовой работы или отдельных её деталей.

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

  1. Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
  2. Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
  3. Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
  4. Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
  5. Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
  6. Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
  7. Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
  8. Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
  9. Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.

Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

источник

Инструменты для работ из кости

Основные ссылки

Инструмент для миниатюры — «ноготки», «коготки», «клепики» и дальше по списку (РУЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ)

Наткнулся на фотографию инструментов мастера-миниатюрщика из Японии по имени Narita Rakuchu.

Насколько я понимаю, это то, что у нас называют коготками. Второе фото — то, что он ими вырезает.

Знаю, что инструменты для миниатюрной резьбы в продаже почти не встречаются.
А они очень нужны многим. Я не имею ни одного подобного резца. Кто в курсе, для чего это, как им резать и как его изготовить?

Поговорим? Фотографии, где можно разглядеть лезвия, приветствуются.

Ключевые слова:

Страницы

Мне кажется, что несколько лет назад, Олег Свечкарёв писал несколько слов по поводу этих самых «ноготков».
Возможно, в курсе и ещё кто-то из одноклубников.

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

Ищу.
Вот фото коготка опубликовал Сергей Руди:

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

По-моему эти резцы называются клепики. Вроде их несложно самому наделать

А я думал «коготки».
Захотелось узнать побольше об их применении и, возможно, сделать себе такие.
Про клёпики скудно. Нашёл:

http://rezbaderevo.ru/klassifikaciya-instrumentov-dlya-rezby
«Клёпики бывают самых разных размеров, но форм заточки у них только три: листик, меч и ноготок Первые два так и называют: клёпик-листик и клёпик-меч.Применяют их в плоскорельефной и объёмной резьбе для зачистки фона в труднодоступных местах».

http://rezbaderevo.ru/vorovki
«За клепики -стоял,стою и буду стоять.Это проф.инструмент костореза,возможности которого,если не безграничны,то -. почти безграничны.Навык при работе с этими железками необходим ,как и при использовании любого инструмента.Даже угловой наконечник не везде «залезет».А клепики-везде(абсолютно).Бывает,что делаешь специально хитровздрюченную железку для конкретной,особенной дырки. «

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

это шкрябалки-корябалки разных форм, чтобы везде ими подлезть. Можно работать и от себя, и на себя

Олег, спасибо.
«Шкрябалки-корябалки» несколько обще. хотелось бы изучить вопрос подробнее.
Надеюсь, что кто-то из миниатюристов объяснит на пальцах что к чему.

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

Олег, спасибо за ссылку на сайт наших одноклубников.
Вот, что там есть:

«Основная работа по обработке кости выполняется бормашинами, однако не всегда и не везде можно подобраться к труднодоступным участкам скульптуры или рельефа. Именно для этих целей существуют так называемые клепики. Клепик – это самодельный инструмент для резьбы по кости, изготавливается он из инструментальной стали, так же его можно сделать из обычного надфиля. Для удобства можно сделать ручку из дерева. Разновидностей форм заточки клепиков существует очень много, обычно их затачивают такой формы, чтобы было удобно подобраться к нужному участку работы. Угол заточки 30-60 градусов.

Принцип работы довольно простой: клепик берётся в правую руку лезвием от себя, опираясь на кончик большого пальца.

. Гравировка выполняется ручным инструментом: клепиком, коготком, рифильком, гравировальной иглой и механическим: бормашиной с набором гравировальных боров.

Положение клепика при гравировке:

Гравировка коготком:

Гравировка рифельком:

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

А ещё там есть несколько слов о «втиральнике» (на рисунке он в центре):

«Выполняется такая резьба при помощи бормашины, которой засверливаются отверстия шарообразным бором, которые в дальнейшем пропиливают при помощи лобзика. Удобней всего при этом использовать компактные микромоторы, например бормашина Marathon и лобзики для ювелиров, пилки для лобзика нужно иметь в наличии разной толщины, в зависимости от размера пропиливаемого участка. После того, как всё необходимые участки пропилены в ход идёт следующий инструмент – втиральник. Это самодельный инструмент, созданный для того, чтобы убрать оставшиеся после пропилов неровности и шероховатости. Изготавливается втиральник вручную из инструментальной стали, затем придаётся необходимая форма, в зависимости от специфики резьбы, после этого наносится насечка зубьев, для крупной или мелкой резьбы. Размер насечки отличаются по ширине шага зубьев».

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

Поступила дополнительная информация от друзей.
Это фотографии самодельного инструмента японского резчика нэцке, который подарил его одному известному не японскому резчику нэцке)))

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

. блин, я же показывал. а, ну найдите.
. я уже ГОДАМИ излагаю, что ноготок — самый резной инструмент. — реакции — ноль.
. ну, так, никто и не заставляет.
. пользуйтесь японскими крючками.)))))

не очень понял, как ими работать — точнее какими движениями, от себя, на себя?

. насколько я понимаю в клёпиках — то это просто маленький аналог цикли с различным (разным) подносом
..поднос — вариант формы клинка , облегчающий доступ к определённому месту.
. принцип работы простой — скобление. — рез острой гранью, находящейся перпендикулярно обрабатываемой поверхности с небольшим углом в сторону движения.
. собственно клёпиками не пользуюсь. мне хватает ноготков. и, кстати — я не думаю, что ноготки и клёпики — одно и то же.

Копаю понемногу.
Вот у Юрия Гегельмана фото такое было:

Вот, что он пишет:
«Например, маленькие завитушки внутри проработать (кудри), перья отделить друг от друга. Он везде залезет — очень мне нравится. Причем сталь очень гибкая, но не загибается, не ломается, кромка не крошится, кончик не ломается. Мечта!
А это два первых крупнее. Как-то совсем нечем было подлезть (в углубление) — сделал инструмент:

А это я из надфилей сделал:

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

. тут всё больше — резцы. с клёпиками как то не связывается.
..набрал в Гугле — чёткого понятия нет.
..на второй фотографии вариант интересный, но я бы их назвал — «клюкарзные прямые» — предназначены они всё же резать. — то есть работать, как обычный резец.
. на третьей — просто резцы. (без ручек).
. на первой — №2 . №5 и №6..- похожи. . №7..- если честно — не знаю куда применить. — хотя — всё ли я знаю.




..мне крайне сложно вставлять картинки, поскольку Яндекс браузер делать этого не хочет. приходится использовать обходные пути. а, это время.

. от блин — заметил такую штуку..как только я начинаю комментировать. — ветке капец.
. по-моему тут — тоже самое.

Сергей, за фото спасибо, но они почти неинформативны.
Надо бы сами лезвия покрупнее и порезче снять, но для этого, конечно,нужен фотоаппарат хороший и освещение яркое.

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

Из чего шарики — пластмасса? Твоё мнение про их удобство раньше видел.

Любишь дерево? Тогда лучше «на ты»)

Косторез без клёпика-что замок без ключа,кастрюля без крышки. Про них уже всё написали-цикля,она и в Африке цикля(шабер. ).От себя-на себя скоблить,без разницы. кому как удобней.Советская книжка по костям рекомендует от себя для травмобезопасности, а японцам буддизм подсказывает-на себя.Закорючка,именуемая коготком применялась чукотскими мастерами,исключительно,для гравировки. С появлением микробормашин,это опция ушла в прошлое. Попробую сегодня зафиксировать свой арсенал железок. Лет 5 назад показывал эти приблуды,но сейчас найти их в закромах паутины .

Всех приветствую! Решил свои пять копеек добавить в тему. Хочу показать свои инструменты, которыми работаю с костью и не только, некоторыми хорошо работать и по дереву и по цветным металлам.
Это так сказать коготки, делать их начал очень давно. Просто не мог подобраться к хитрому место и решил сделать похожий на коготь звериный инструмент, получилось очень удобно работать, потом увидел и у других похожие самоделки. Делаю их в основном из пружинной стали. Обыкновенной, которая по тоньше из автохлама, которые по толще из старого дивана вытащил, в мангале на даче отжег до красна с час, теперь при необходимости выпрямляю нужный пруток, отрезаю, формую, затачиваю, закаливаю с красно алого в воду, после чего до пшеничного цвета промышленным феном отпускаю. Точу финал на зеркальце, сначала семеркой алмазной пастой (семерка — зеленый цвет) и довожу так же на зеркале пастой полировочной Диалюкс белой. Почему на зеркальце, по тому как держит очень хорошо грань при заточке маленьких кромок. Точу руками без приспособ, просто на твердой поверхности зеркальце с пастой и что бы локоть рабочий руки был так же на твердой этой же поверхности.

Эти коготки подтачивал и перетачивал из стоматологических скребков пародонтолога для удаления зубного камня. Сталь мягче но вполне держит заточку довольно долго.

Так же пользуюсь многими штихелями. По прямому назначению. то есть провести прямую или дугу ими запросто, некоторыми и как коготком можно сработать что то. Делаю их из стали Р18, старых надфилей, обоймы небольших подшипников, пружин. Закалка-отпуск все так же кроме Р18, она легированная и с очень сложным процессом отпуска-закалки, Р18 просто с водой довожу на наждаке до нужной формы и так же по зеркалу финал.



Ножи то же использую, иногда нужно что то подрезать и прорезать. Формы вот такие, сталь такая же.

Для глубоких контрастных линий использую вот такие скребки, скрайберы по моему называются, так же дают возможность подлезть кое куда. Пилка очень удобна для подпиливания чего то очень тонкого, например деталировки кромки пера очень малого размера. Делал из лезвия «СПУТНИК» половинки, на деревяшку положил борчик цилиндр с мелкой насечкой и самой режущей кромкой прокатал туда-сюда лезвием. Получилась очень тонкая пилка, которая пилит абсолютно все. Осторожно по началу с пальцами, в один проход может пропилить ноготь вместе с мясцом своим. проходил такое дело от радости.

Техника работы в основе по трем принципам.
Первый, традиционный, как стамеской, в основном это только штихели.
Второй, скоблить или как правильно ШАБРИТЬ, это все практически инструменты.
Ну и третий, это рычаг с упорным пальцем, это так же все кроме ножей, по крайней мере ножами еще так не работал, хотя сапожком подрезаю иногда край чего то тонкого. В общем как удобнее и чем удобнее, то и в дело. Вот примерно, как уж получилось, не ругайте сильно, сфотографировал и нарисовал этот способ с рычагом и упором.
Пример:

По поводу углов заточки, очень трудно сказать, дело в том что по идее сначала затачиваю все кромки под 45 гр., но потом видно становится, что нужно корректировать, если зарывается — увеличиваю, если хрустеть-кряхтеть начинает — уменьшаю, так что какого то одного угла панацейного для всего нет в принципе. Кость еще к тому же, я про цевку, зачастую на поверхности более жесткая и хрупкая, а к середине становиться более мягкая и пластичная. вот и рыскаешь туда сюда. ищешь пятый угол.

Вот так в общем. Если что то не понятно написал или вопросы есть, пишите, все расскажу что знаю. Спасибо!

источник