Влияние гормонов на голосовой аппарат

Влияние гормонов на голосовой аппарат

Нарушения функции желез внутренней секреции оказывают отрицательное влияние на развитие гортани, а также эмиссию голоса. При расстройствах функции желез внутренней секреции нарушается метаболизм калия и кальция в организме. Влияние ионов калия и кальция на центральную нервную систему, от которой зависит координация функций отдельных элементов голосового аппарата, становится иным, чем в нормальных условиях.

Гормоны половых желез имеют первостепенное значение для развития голосового аппарата, причём они играют меньшую роль в организме мужчин, где их воздействие проявляется только лишь в период полового созревания и мутации голоса. Отсутствие гормона мужских половых желез может явиться причиной задержки в развитии гортани и нарушения вокальной функции. У женщин же в течение всей жизни, во время каждой менструации, беременности, а также в климактерическом периоде резко выражено влияние на голос гормонов половых желез.

Хирургическая кастрация приводит к глубокой перестройке всей эндокринной системы, однако отсутствие гормонов половых желез может компенсироваться изменениями гормональной функции остальных желез внутренней секреции. Так обычно бывает у мужчин, если кастрация была произведена после периода полового созревания, у женщин же удаление яичников оказывает отрицательное влияние на эмиссию голоса. И как правило, хирургическая кастрация у женщин означает конец их вокальной карьеры.

Вследствие операции удаления яичников в зависимости от возраста больной и общего состояния организма в большей или меньшей степени изменяется функция центральной нервной системы. Заболевания яичников, сопровождающиеся нарушениями их гормональной функции, действуют дезорганизующе на всю эндокринную систему, в результате чего возникают голосовые расстройства.

Неправильное положение матки (перегиб матки вперед или назад), патологические изменения слизистой оболочки матки (воспалительные процессы, новообразования), а также болезни яичников (воспалительные состояния, инфекционные заболевания, новообразования) вызывают глубокие изменения в процессе голосообразования. Раннее диагносцирование заболевания внутренних половых органов женщины и своевременное терапевтическое или же хирургическое лечение может предотвратить развитие глубоких изменений в голосовом аппарате. Согласно Landry, даже перегиб матки вперёд может быть причиной нарушений голоса; после произведенной ретропозиции матки функция голосового аппарата становится нормальной.

Согласно Moreux, патологические изменения в строении матки, например, сужение шейки матки, перегиб матки вперед или назад и т.д. часто являются причиной нарушения функции голосообразования во время менструаций. Только в исключительных случаях менструация не сопровождается никакими расстройствами функции голосового аппарата, а наоборот, голос в это время звучит необыкновенно сильно и приобретает красивый металлический оттенок.

При стробоскопическом исследовании обнаруживается следующее: 1) голосовые связки располагаются на разных уровнях, левая голосовая связка обычно занимает более низкое положение, чем правая; 2) неполный контакт голосовых связок во всех трёх регистрах; 3) нарушение колебательной функции чаще левой голосовой связки, реже правой. Нарушение голоса вследствие расстройства функции половых желез, отличается непостоянным характером и большим разнообразием симптомов.

источник

Влияние гормонов на голосовой аппарат

Анатомическая структура гортани в значительной степени зависит от функции половых желез и вследствие этого может служить одним из вторичных половых признаков. Половые железы нельзя рассматривать изолированно от других желез внутренней секреции. Функция желез внутренней секреции взаимосвязана и взаимообусловлена. Все они составляют единую, чрезвычайно важную для жизнедеятельности всего организма систему. Развитие и функция гортани зависит непосредственно от половых желез и косвенно от всех прочих желез внутренней секреции.

Голосовой аппарат находится под влиянием половых желез не только в период его развития, но также и позднее, в течение всей жизни человека деятельность голосового аппарата продолжает оставаться в тесной связи с функцией половых желез. В период полового созревания, а следовательно в 13—14 лет у девочек, и несколько позднее — у мальчиков, когда начинают появляться вторичные половые признаки, наступает период мутации. Продолжается он около 6 месяцев, однако полное развитие гортани и окончательное её формирование заканчивается к 17, а иногда и к 20 годам. В результате развития резко изменяется строение гортани и прежде всего её хрящевых элементов.

В результате роста щитовидного хряща и перемещения вперед его верхнего края на шеи у юношей появляется заметная простым глазом выпуклость, носящая название «Адамова яблока». У лиц мужского пола гортань развивается интенсивно и, как правило, в сагитальном направлении, у девочек рост гортани более медленный и происходит главным образом в горизонтальном направлении. Процесс кальцинации зависит от паращитовидных желез, которые регулируют обмен кальция в организме.

Процесс кальцинации начинается сравнительно рано, около 20 года жизни — у мужчин и 23-лет — у женщин. Процесс кальцинации гортани, являющийся причиной её тугоподвижности и потери эластичности, протекает у мужчин иначе, чем у женщин.

Гортань 50-летнего мужчины является полностью окостеневшей. Процесс окостенения у женщин протекает гораздо медленнее и тугоподвижность гортани возникает гораздо позднее, согласно наблюдениям некоторых авторов, лишь на 80-м году жизни.

Половые железы у женщин влияют на функцию гортани иначе, чем у мужчин. В климактерическом периоде, когда перестает выделяться фолликулин, голос женщин понижается, становится грубым, похожим на мужской. Гормональное влияние половых желез на голос проявляется у мужчин в период полового созревания, когда эти железы начинают функционировать, а у женцин — в климактерическом периоде.
Другие железы внутренней секреции также оказывают влияние на формирование гортани в период полового созревания.

Щитовидная железа влияет на рост гортани и главным образом на рост её хрящей. Нарушение выделительной функции щитовидной железы может явиться причиной задержки в развитии хрящей гортани.

Гипофиз, регулируя функцию половых желез, косвенным образом влияет на развитие гортани. Остальные железы внутренней секреции имеют второстепенное значение. Надпочечники регулируют силу мышечного напряжения, а также влияют на кровообращение.

источник

О влиянии лекарственных препаратов на голос человека

Е.Ю. Радциг, М.Р. Богомильский

Межрегиональная общественная организация «Объединение лор-педиатров»

Влияние лекарственных средств (ЛС) на качество голоса и механизмы фонации не принимается во внимание при их клинических испытаниях и назначении практикующими врачами. В инструкциях по применению препаратов при перечислении побочных эффектов крайне редко упоминаются голосовые нарушения.

Скудны сведения о воздействии различных групп ЛС на качество голоса и в медицинской литературе. Часто отмечается лишь изменение манеры голосоведения при орошении голосовых складок местными анестетиками.

Важное значение для голоса имеет состояние респираторного тракта, вязкость секрета, состояние слизистой. Такие ЛС, как муколитики, бронходилататоры, кортикостероиды, антигистаминные препараты, применяются из-за их влияния на дыхательные пути.

Антигистаминные средства, применяемые для лечения аллергической патологии могут вызывать сухость слизистых оболочек (ротоглотки, дыхательных путей). Зачастую эти препараты принимают в сочетании с симпатомиметиками, одним из эффектов которых является сгущение слизи и уменьшение ее выведения. Это может оказывать пагубное влияние на фонацию.

Муколитики относительно безвредны и могут использоваться и профессионалами голоса, которые испытывают проблемы с вязкостью секрета. Также их можно использовать в качестве конкурентов антигистаминным препаратам. Необходимо учитывать только, что при использовании муколитических препаратов требуется адекватное поступление жидкости в организм.

Бронходилататоры, такие как альбутирол, метапротеренола сульфат и др., могут вызывать появление тремора.

Кортикостероиды могут использоваться как сильные противовоспалительные средства при лечении ларингитов. Но рекомендуется применять их только при острой необходимости, в случае отсутствия таковой препаратами выбора должны являться антибиотики. Перед применением гормональных препаратов необходимо проконсультироваться с иммунологами.

Большинство применяемых гипотензивных препаратов обладает парасимпатомиметической активностью и приводит к сухости респираторного тракта. К тому же часто гипотензивные препараты применяются в комплексе с диуретиками, которые усугубляют дегидратацию.

При стрессе и страхах надпочечники выделяют химические вещества адреналин и норадреналин. Повышение уровня этих веществ приводит к тахикардии, повышению артериального давления, потливости ладоней, сухости во рту, дыхательному напряжению, тошноте, непроизвольному мочеиспусканию. Совокупность этих симптомов составляет известный феномен – боязнь публики. Бета-блокаторы блокируют действие адреналина на железы, гладкую мускулатуру и сердце, тем самым уменьшая вышеописанные симптомы.

Противокашлевые ЛС, содержащие антигистаминные вещества и кодеин, вызывают вторичную сухость слизистой оболочки голосового аппарата.

На голосовой аппарат оказывает влияние состояние не только респираторного тракта, но и всего организма. Слизистая гортани (так же как пищевода и глотки) повреждается кислыми компонентами желудочного сока, который забрасывается в гортань при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ). Применение таких препаратов, как атропин, допамин, никотин, блокаторы кальциевых каналов, седативные/ транквилизаторы, нитраты, теофиллин и адреномиметики, может приводить к развитию ГЭРБ. Лечение ГЭРБ включает антациды, блокаторы прогистаминовых рецепторов, блокаторы протонной помпы, диету. Помимо положительного действия вышеперечисленные препараты оказывают и побочные эффекты. Например, развитие диареи, болей в животе, тошноты и рвоты негативно сказывается на работоспособности.

Прием нестероидных противовоспалительных средств (НПВС), таких как аспирин, ибупрофен, анальгин, сказывается на свертываемости крови и в индивидуальных случаях может приводить к геморрагиям, в том числе и в слизистую гортани, особенно при ее активной работе.

Наиболее значительной группой ЛС, влияющих на голос, являются гормоны, андрогены и анаболические стероиды. Андрогены используются в терапии эндометриоза, в комплексном лечении рака молочной железы. Отличие влияния андрогенов на качество голоса состоит в том, что их действие меняет структуру голосового аппарата. Контрацептивы с относительно высоким содержанием прогестерона наиболее вероятно приведут к андрогеноподобному изменению голоса. Большинство оральных контрацептивов, продаваемых в США в настоящее время, содержат подходящее сочетание эстроген/прогестерон, и изменение голоса наблюдается только у 5% применяющих их женщин.

К ЛС, имеющим потенциальное воздействие на качество голоса, относятся, например, любые средства, стимулирующие или угнетающие ЦНС. Стимуляторы ЦНС использовались изначально и как восстанавливающие силы средства, и для снижения аппетита. Их неблагоприятные (побочные) эффекты – нервозность, тремор, трудности в выполнении действий, требующих точной (хорошо контролируемой) координации. Например, слабый, трясущийся голос или тремоляция у людей, которые крайне взволнованы или возбуждены, есть результат снижения возможности контроля за несколькими звеньями фонации. Депрессанты ЦНС, включая алкоголь, барбитураты, транквилизаторы, такие как диазепам, хлордиазепоксида гидрохлорид и хлоралгидрат, первично использовались как седативные, но в высоких дозах могли оказывать негативное влияние на мышечную координацию. Яркий пример – медленная и невнятная речь, хорошо распознаваемый маркер лиц, злоупотребляющих алкоголем.

С каждым годом растет популярность препаратов растительного происхождения и биологически активных добавок (БАД) среди населения.

Миллионы людей ежегодно тратят миллиарды рублей на различные биодобавки, одни из которых безопасны, другие – вредны. Подчас ингредиенты, указанные на этикетке, не соответствуют содержимому упаковки. Рекомендуемые дозы не согласованы, и фирмы, производящие растительные препараты, в настоящее время недостаточно контролируются. Производителям БАД не разрешено заявлять свою продукцию в качестве средств для лечения и профилактики заболеваний, но они могут рекламировать ее как иммуностимуляторы, препараты для снижения веса, повышающие выносливость, стимуляторы жизненных функций, для борьбы с усталостью, улучшающие память, поднимающие настроение, для борьбы с остеопорозом и т.д.

Проблема в том, что большинство людей недостаточно информированы о действии растительных добавок, которые они принимают. При одновременном приеме нескольких препаратов (в том числе и растительного происхождения) возможны негативные взаимодействия и/или нежелательные эффекты, которые могут приводить к развитию серьезных проблем со здоровьем и даже к смерти. Широко распространено мнение, что растительные препараты содержат только натуральные субстраты и по этой причине не могут оказать вредного влияния на здоровье. Справедливо это в отношении препаратов, изготовленных в строгом соответствии с международными стандартами. К сожалению, изготовление большинства растительных препаратов и БАДов не регламентируется, и они считаются пищевыми добавками.

Растительные препараты могут иметь побочные эффекты (табл. 11). У некоторых из них подтверждены такие побочные эффекты, как галлюцинации, седативный и коронарогенный эффекты.

Поэтому все возрастающий интерес к гомеопатическому методу лечения объясним и вполне понятен. Часть населения воспринимает гомеопатию как лечение природными средствами. Другая – знает наверняка, что эти препараты можно применять детям с аллергией на аллопатические препараты, а также что использование гомеопатических лекарственных средств практически безопасно.

Гомеопатические препараты, подобранные по принципу подобия, могут воздействовать на все органы и системы, участвующие в процессе голосообразования (табл.12).

Использование классических гомеопатических препаратов требует от врача специальных знаний и навыков, к тому же не во всех городах есть специализированные аптеки.

Помогает появление на фармацевтическом рынке России комплексных гомеопатических препаратов. На сегодня практически единственный препарат, который имеет в официальных показаниях к применению различные нарушения голоса и может использоваться при различной воспалительной патологии гортани, – это препарат Гомеовокс (Лаборатория Буарон, Франция).

В его состав входят такие компоненты, как Aconitum napellus (аконит аптечный), Arum triphyllum (аризема трехлисточковая), Ferrum phosphoricum (железа фосфат), Calendula officinalis (календула), Spongia tosta (губка жженая), Atropa belladonna (белладонна), Mercurius solubilis (ртуть растворимая по Ганеману), Hepar sulfur (известковая серная печень по Ганеману), Kali bichromicum (калия бихромат), Populus candicans (тополь кандиканский), Bryonia dioica (переступень двудомный) (действие отдельных компонентов было представлено выше в табл. 12).

Эффективность препарата Гомеовокс оценена в различных клиниках за рубежом и в России.

Препарат интересен тем, что его можно применять не только с лечебной, но и с профилактической целью. В лечебных целях рекомендуемая дозировка составляет по 2 драже каждый час. По мере улучшения состояния следует увеличить интервал между приемами препарата. В профилактических целях допустим прием препарата по 2 драже до 5 раз в день с возможностью индивидуального подбора профилактической дозы.

Опубликовано: Методические рекомендации «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ», глава 11. 2015 г.

На условиях коммерческого партнёрства

источник

Влияние гормонов на голосовой аппарат

Кастрация, произведенная до периода полового созревания, приводит к глубоким изменениям в голосовом аппарате мальчиков. Отсутствие в организме гормонов половых желез является причиной задержки роста гортани и нормального развития голоса. Тем не менее голос кастратов не теряет своих ценных качеств, в средние века, например, многие из них были очень популярными певцами в костёльных хорах.

Согласно Seeman: „голос кастрированных нельзя причислить ни к мужским, ни к женским голосам, является он типичным мальчишеским голосом». Как известно, лица с такими голосами могут получить специальную вокальную подготовку и быть высококвалифицированными певцами. Голос кастратов отличается чистотой, полнотой звучания, высоким диапазоном и больной силой. С возрастом голос кастратов становится более низким, однако на всегда сохраняет свою звучность и силу. Особой известностью пользовались итальянские кастраты. Голос знаменитого кастрата Farinelli имел диапазон, равный трем с половиной октавам. В XVIII веке в Ватикане количество кастратов ежегодно доходило до 2000—4000.

Задержка анатомического развития голосового аппарата и нарушения голосообразования могут быть вызваны расстройством функции не только половых желез, а также щитовидной железы и гипофиза. Частой причиной патологической детской полноты является недостаток в организме гормонов гипофиза и щитовидной железы. Расстройства голоса могут появиться уже в детстве, однако чаще всего наибольшего развития достигают они в период полового созревания и мутации.

Возрастные изменения голоса

Крик новорожденного является голосовым звуком. Его диапазон очень мал, однако включает два или три тона третьей октавы, например, g3, a3, h3. Ребёнок начинает лепетать в 4—6 месяце жизни. Лепет является безусловным рефлексом, так как лепечут также и глухонемые дети.

В этом периоде постепенно появляется лепетание, являющееся приобретенным рефлексом, т.е. условным, возникающим: 1) благодаря слуховым раздражителям и 2) кинестатическому восприятию (чувство положения и напряжения мышц голосового аппарата), а также 3) зрительному восприятию — наблюдению за артикуляционными движениями близких лиц. Лепетание заключается прежде всего в произношении гласных, а также согласных, относящихся, как к первой артикуляционной зоне: б, м, п, в; так и к третьей артикуляционной зоне: к, г. Среди звуков, относящихся ко второй артикуляционной зоне, при лепетании можно услышать: й, л и звук польского языка l (когда он произносится так, как гласный звук уо, yd).

Вибрационное р, а также щелевые и смычно-щелевые согласные появляются в речи ребёнка гораздо позднее. Первый период развития речи ребёнка является периодом мелодии и соответствует приблизительно первому году его жизни. Мелодия сопровождается обычно мимикой и жестом. Второй период, согласно Kaczmarek, является периодом отдельного слова и длится первую половину 2-го года жизни. Третий — ото период, когда ребёнок начинает строить предложения. При лепетании можно определить высоту, продолжительность, а также интенсивность звуков, т.к. они издаются низким или высоким голосом, то звучат коротко, то длятся дольше, а при этом произносятся тихо или громко. Отсутствие кореляции в функции голосового аппарата отражается прежде всего на типе дыхания. Для ребёнка характерен брюшно диафрагмальный тип дыхания, а во время лепетания к основному типу дыхания присоединяется еще дыхание при участии грудной клетки. При сильном крике снова начинает превалировать брюшно-диафрагмальный тип дыхания.

Гортань ребёнка очень мала, голосовые связки — короткие, надгортанник маленький и свернутый, как неразвернувшийся лист. Гортань располагается высоко, а диапазон ее перемещений вверх, вниз, вперед и назад очень невелик.
Величина резонаторных полостей бывает различной, в частности, трахея и бронхи могут быть достаточно широкими.

Основываясь на строении резонаторных полостей и тембре голоса, детские голоса принято делить на сопрано и альты. Диапазон голоса маленького ребенка невелик, с возрастом он постененно расширяется вверх и вниз. Объём голоса включает шесть-семь тонов, расположенных между С2—С3. До 6-го года жизни нол не имеет никакого влияния на диапазон голоса. На 7-ом году жизни в верхнем регистре появляется разница между голосами мальчиков и девочек. От 12 до 15 года жизни разница диапазона голосов остается почти неизменной и составляет максимум пол-тона в верхних звуках.

Согласно Tarneaud, девочки в 14-ть лет могут начать учиться пению, правда, с большой осторожностью, в то время как у мальчиков следует подождать, пока закончится период мутации. Обучение пению, а также пение в хорах в период мутации часто бывают причиной необратимых повреждений голосового аппарата.

В период полового созревания голосовой аппарат изменяется в очень быстром темпе, однако полное развитие наступает значительно позднее. У лиц, обладающих ценным голосовым аппаратом, период мутации очень короткий, и наблюдающиеся при этом голосовые расстройства, как правило, очень незначительные. Период мутации характеризующийся резкими изменениями высоты и интенсивности голоса может продолжаться даже до 24 года жизни. Вокальное обучение в период полового созревания требует большой осторожности, т.к. несоответствующее проведение занятий может привести к непоправимому повреждению голосового аппарата.

источник

Нарушения голосового аппарата при дисгормональных гинекологических заболеваниях

В статье дан анализ частоты возникновения и особенностей патологии голосового аппарата при дисгормональных гинекологических заболеваниях репродуктивного и климактерического периодаН.Э. Бойкова, Ю.С. Василенко, С.Э. Саркисов Московский НИИ уха, горла и носа (дир. — проф. А.И. Крюков) МЗ РФ, клиника гинекологии (и.о. зав. — канд. мед. наук С.Э. Саркисов) Российской медицин ской академии последипломного образования В статье дан анализ частоты возникновения и особенностей патологии голосового аппарата при дисгормональных гинекологических заболеваниях репродуктивного и климактерического периода. Приведена комплексная методика диагностики и лечения, включающая наблюдение пациентки фониатром совместно с гинекологомэндокринологом, психоневрологом, фонопедом. Применялись препараты для коррекции уровня половых гормонов, дыхательные упражнения и фонопедические занятия с использованием биологической обратной связи, препараты для коррекции психоэмоционального статуса, венозного тонуса, физиотерапевтические методы лечения. Рассмотрены показания и противопоказания к применению гормональных препаратов при лечении дисгормональных гинекологических заболеваний у лиц голосо-речевых профессий. Ключевые слова: голосовой аппарат, дисгормональные гинекологические заболевания, диагностика, клиника, лечение.Гортань — гормонозависимый орган, очень чутко реагирующий на различные гормональные воздействия и колебания уровня гормонов в организме. Функция гортани в значительной мере зависит от баланса половых гормонов в организме в связи с локализацией их рецепторов в мезенхимальном слое тканей гортани [13, 24, 25], вследствие чего степень анатомического и функционального развития гортани может служить одним из вторичных половых признаков. Гортань у лиц женского пола особенно тонко реагирует на колебания уровня половых гормонов в организме. Эти изменения проявляются во все возрастные периоды [1, 6], а также при циклических изменениях гормонального фона (менструальный цикл) [9, 12, 16, 19-21, 26, 27], при беременности [8], в период климакса [2, 15], и, наконец, в постменопаузе [23].В последние годы все большее число женщин предпочитает использовать гормональную контрацепцию, многие пациентки получают эстроген-гестагенные препараты, а при ряде заболеваний и андрогены по поводу различной гинекологической эндокринной патологии. И здесь одним из первых и самых ранних признаков вирилизации являются голосовые расстройства, иногда выявляемые только при инструментальном обследовании [3, 14, 17, 18, 22, 28]. Полученные данные могут помочь гинекологу скорректировать дозу гормонов, а в ряде случаев предпочесть другой способ лечения. Особенно это важно для женщин речевых и вокальных профессий [4, 5]. В отечественной литературе работы, посвященные изучению воздействия половых гормонов на голосовой аппарат, встречаются крайне редко 9.С целью выявления взаимосвязи между нарушениями голоса и гинекологической патологией, а также создания алгоритма обследования и лечения таких пациенток нами были осмотрены 260 больных с различными гинекологическими заболеваниями. Контрольная группа — 30 пациенток.Из обследованных 160 пациенток с дисгормональной гинекологической патологией нарушения голоса были выявлены у 76 (48%) человек. Из 100 женщин, находящихся в климактерическом периоде, голосовые расстройства обнаружены у 45 (45%). Таким образом, 121 пациентка имела нарушения голоса и гинекологические заболевания. В первой группе возраст больных был в пределах 20-47 лет, во второй — от 40 до 60 лет. Большая часть (68%) пациенток находилась в наиболее трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет. Большинство обследованных (84%) составили пациентки, активно пользующиеся голосом. Были обследованы 160 больных с дисгормональной гинекологической патологией репродуктивного возраста, проходивших лечение в клинике гинекологии РМАПО по поводу аденомиоза, миомы матки, дисфункциональных маточных кровотечений. Все пациентки получали медикаментозное или комбинированное лечение. У 76 (48%) пациенток обнаружены нарушения голоса (I-III степени охриплости по шкале Janagihara), которые и явились предметом нашего исследования. По нозологическим формам больные распределялись следующим образом: у 34 (45,3%) пациенток была диагностирована миома матки, у 24 (31,6%) — аденомиоз и у 18 (23,1%) — дисфункциональные маточные кровотечения. Средний возраст больных составлял 41,6 года. При исследовании гормонального профиля у больных всех групп определялась относительная или абсолютная гиперэстрогения на фоне недостаточности желтого тела, двухфазного менструального цикла и ановуляции, что совпадает с данными литературы относительно патогенеза данных заболеваний. Отсюда логически вытекает необходимость коррекции этих нарушений с использованием препаратов, включающих гестагены.Таким препаратом является норколут — норэтистерон, производное 19-норстероидов, норстероид гестагенного типа, обладающий наряду с гестагенными свойствами выраженным антиэстрогенным действием. Этот препарат, обладающий главным образом гестагенными свойствами, проявляет значительный антиэстрогенный и минимальный эстрогенный и андрогенный эффект, вследствие чего применяется в гинекологии для лечения широкого спектра дисгормональных гинекологических расстройств.Из 76 пациенток с дисгормональными гинекологическими заболеваниями 34 человека страдали миомой матки. В данной группе у 38,3% больных выявлен хронический ларингит. У женщин, страдающих аденомиозом, голосовые расстройства были следующими: гипотонусная дисфония (37,5%), хронический ларингит (37,5%), неспецифический монохордит (8,3%), ангиоматозный полип (4,2%), варикозно-расширенные сосуды слизистой оболочки голосовых складок (4,2%), рецидивирующий полипоз голосовых складок (8,3%). При дисфункциональных маточных кровотечениях распределение патологии голосового аппарата выглядело следующим образом: гипотонусная дисфония (77,8%), хронический ларингит (16,7%), неспецифический монохордит (5,5%). Больные с гипотонусной дисфонией составили наибольшую группу голосовых расстройств с превалированием пациенток с функциональными изменениями в половых органах, из 30 пациенток 46,7% страдали дисфункциональными маточными кровотечениями, 23,3% имели миому матки и 30% — аденомиоз (в подавляющем большинстве I степени). Гипотонусная дисфония при дисгормональных голосовых расстройствах выявлялась в основном у пациенток с дисфункциональными маточными кровотечениями (46,7% от общего числа пациенток с гипотонусными дисфониями), характеризовалась наличием психопатологических расстройств, сформировавшихся на фоне имеющихся гинекологических проблем (в первую очередь бесплодия). При слуховой оценке у 25 человек отмечена I-II степень охриплости (шкала Janagihara, 1966): среднее время максимальной фонации (ВМФ) 15,6 3,8 с и 10,2 0,6 с, интенсивность голоса 68,5 1,2 дБ и 59,7 1,2 дБ. На фонетограмме данная патология характеризовалась сужением рабочего диапазона голоса со скачкообразной линией на «форте» и изменением ее кривизны на «пиано» (голосовое поле 75 5,7%). При низком уровне гемоглобина вследствие массивных кровопотерь при маточных кровотечениях изменение тонуса голосовых складок было наиболее выраженным, длительность течения заболевания обусловливала наличие микрогеморрагий по свободному краю голосовых складок. При обследовании пациенток с органическими поражениями голосовых складок у 25 человек диагностирован хронический катаральный ларингит. При слуховой оценке голоса I степень охриплости отмечена у 16 человек, II степень — у 6, III степень — у 3; ВМФ 11,3 4,1 с и 9,4 1,1 с; интенсивность голоса до и после нагрузочного теста была соответственно 70,1 2,1 дБ и 63,6 2,0 дБ; голосовое поле составило 47 4,9% по сравнению с контрольной группой для этого возраста. Неспецифический монохордит у 8 пациенток характеризовался длительностью течения и неэффективностью проводимого ранее лечения, охриплость при слуховой оценке: I степень — у 2 человек, II степень — у 5, III степень — у 1 больного, ВМФ 13,2 2,9 с и 9,4 1,7 с; интенсивность голоса 65,3 2,5 дБ и 55,1 1,9 дБ; голосовое поле — 51 2,1%.Варикозно-расширенные сосуды слизистой оболочки голосовых складок выявлены у 5 женщин (4 страдали миомой матки и 1 — аденомиозом), ВМФ 16,2 3,4 с и 13,2 2,1 с, интенсивность голоса 71,8 2,4 дБ и 65,2 3,1 дБ, площадь голосового поля — 67 3,2%. Ангиоматозный полип у 6 человек диагностирован при миоме матки (5 человек) и аденомиозе (1 женщина). При слуховой оценке охриплость I степени — у 1 человека, II степени — у 2, III степени — у 2, ВМФ 12,8 2,7 с и 9,5 0,6 с, интенсивность голоса — 61,4 2,5 дБ и 57,1 1,5 дБ, голосовое поле — 57 5,1%. Рецидивирующий полипоз голосовых складок (2 женщины с аденомиозом II степени) характеризовался IV степенью охриплости, ВМФ 10,1 1,3 с и 7,2 1,1 с, интенсивность голоса 50,2 1,9 дБ и 47,9 1,0 дБ, голосовое поле 37 1,7%.Экспериментально-психологическое тестирование выявило выраженные изменения (астенодепрессивный синдром) только у пациенток последней подгруппы, связанные как с длительностью голосового нарушения и невозможностью профессионального использования голоса, так и обусловленные гинекологическим заболеванием с болевым синдромом. Таким образом, органические изменения голосового аппарата при дисгормональных гинекологических заболеваниях превалировали при миоме матки и аденомиозе. Хронические воспалительные заболевания гортани отмечены у больных с малыми сроками миомы матки (4-6 нед) и I степенью аденомиоза. Ограниченные поражения (варикозное расширение сосудов слизистой оболочки голосовых складок, неспецифический монохордит, ангиоматозные полипы) встречались у пациенток с миомой матки (срок 6-8 нед) и аденомиозом I-II степени; распространенный процесс (рецидивирующий полипоз голосовых складок) соответствовал аденомиозу тела матки II-III степени (т.е. распространенному узловому процессу в полости матки). В группе больных с органическим поражением голосового аппарата практически не наблюдались патопсихологические расстройства, за исключением 2 пациенток с депрессивным синдромом, обусловленным тяжестью течения гинекологического заболевания. Видео- и микроларингостробоскопическая картина характеризовалась значительными патологическими изменениями, ведущими к охриплости и невозможностью работы по специальности. Итак, функциональные голосовые расстройства чаще встречались при дисфункциональных маточных кровотечениях, т.е. дисфункции в системе гипоталамус-гипофиз-яичники- матка проявлялись в виде гипотонусной дисфонии и усугублялись наличием патопсихологических расстройств. Органическая патология голосового аппарата превалировала при миоме матки и аденомиозе, которые имеют органический субстрат. У этих пациенток практически не отмечены психоэмоциональные расстройства. Из 100 обследованных женщин, находящихся в климактерическом периоде (40-60 лет), климактерический синдром (КС) был выявлен у 47, а нарушения голоса — у 45 женщин. Степень тяжести КС определялась с помощью менопаузального индекса Купермана в модификации Уваровой и в выявленной группе больных была легкой у 32 (68%) женщин и средней степени тяжести — у 15 (32%) человек. 34 женщины отмечали хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, треть женщин (15 человек) страдали гипертонической болезнью. У 76 пациенток в анамнезе были психоэмоциональные стрессы, связанные с семейными или профессиональными проблемами, у 70 человек стрессовая ситуация сохранялась на момент обследования. При патопсихологическом обследовании у 17 пациенток был выявлен астеноневротический синдром, у 6 — с ипохондрической фиксацией личности.При ЛОР-осмотре у пациенток преобладали вазомоторные расстройства, что объясняется генезом климактерического синдрома, а также субатрофические процессы, которые развивались на фоне дефицита эстрогенов в постменопаузе (эти жалобы отмечены в основном у женщин после 50 лет).При исследовании уровня половых гормонов имелась тенденция к увеличению синтеза пептидных гормонов (лютеотропного и фолликулстимулирующего), понижению уровня эстрадиола, прогестерона и относительному увеличению концентрации тестостерона в плазме крови.«Мир Науки и Культуры». ISSN 1684-9876

источник

Секреты женского голоса

Знаете ли вы, что тембр голоса зависит от настроения? И от того, принимаете ли вы гормональные препараты? Какие есть еще удивительные особенности у женского голоса?

Рассказывает известный фониатр, член Международной ассоциации фониатров и логопедов, заведующая лабораторией певческого и сценического голоса столичного Федерального научно-клинического центра оториноларингологии Екатерина Владимировна Осипенко .

– Как правило, скромные и застенчивые люди имеют тихий, мягкий тембр. В то время как уверенные в себе натуры говорят раскатисто и громко. Какова связь голоса и настроения?

– Голосовые связки – это удивительно тонкий механизм. Он реагирует на малейшие изменения нашего организма. На них, конечно, влияют и различные заболевания – не только затрагивающие лор-органы. Например, довольно часто меняется тембр голоса при проблемах с щитовидной железой. Вносит свою лепту и нервная система – известны случаи, когда люди теряли голос после сильного стресса.

Это, конечно, крайности. Но то, что наше эмоциональное состояние влияет на работу голосовых связок, сомнений не вызывает. Не вдаваясь в анатомические подробности, скажу кратко: процессы голосообразования контролируются определенными отделами мозга.

И все довольно просто: есть импульс – есть голос. Если по каким-то причинам нарушается нервная проводимость, импульс из головного мозга не поступает к гортани, голосовые связки работают не в полную силу. Звук меняется.

Именно поэтому проблемы с голосом чаще всего возникают у женщин. Согласно статистике, на восемь обратившихся к врачам дам приходится всего один кавалер. Да и то у него, как правило, проблемы органического характера – последствия травм или механических повреждений голосовых связок. У представительниц же прекрасного пола причина иная.

– Наверное, это закономерно. Женщины – более эмоциональные существа, отсюда и все проблемы.

– Да, причина как раз в этом. Более того, замечено, что с голосовыми нарушениями сталкиваются женщины с определенным складом характера. Это, как правило, слишком эмоциональные, чувствительные натуры. Они принимают все происходящее вокруг них близко к сердцу.

Есть и исследования, подтверждающие, что голос у женщин меняется от «житейской неустроенности».

– Давайте поговорим о заболеваниях. Понятно, что лор-болезни влияют на голос. А при чем здесь щитовидная железа? Это же, как говорится, совсем другая история…

– Не такая уж и другая. Большое влияние на голос оказывает эндокринная система. И в первую очередь щитовидная железа. Можно сказать, что она стоит во главе всего гормонального царства. Она – своего рода Хозяйка горы. И малейшие ее капризы – те или иные нарушения в работе – тут же сказываются на судьбе всех остальных героев. В том числе под удар попадает и голос. А уж если она сама пострадала – была оперирована или имеет серьезные проблемы, то уж и говорить нечего.

В последние десятилетия в нашей стране значительно выросло количество эндокринных заболеваний. Плохая экология, стрессы и практически полное отсутствие диспансеризаций. Заболевания щитовидной железы растут, а мы про них узнаем далеко не сразу. Именно поэтому, если изменился голос, появились шумы или хрипы, саднит горло после долгой беседы, нужно обратиться к фониатру и провести обследование, чтобы исключить проблемы.

– Тема «голос и гормоны», думаю, знакома практически каждому. Только в несколько другом ракурсе. Достаточно лишь вспомнить печальные истории с подающими надежды юными дарованиями, у которых в период полового созревания ломался голос. К сожалению, многие из них потом не возвратились к певческой деятельности. Но что интересно – все они касались мальчиков. Есть какая-то зависимость голоса именно от мужских гормонов?

– Нет, я бы не стала отделять мальчиков от девочек. Просто у юных леди эти возрастные пере-мены менее заметны и не влияют так сильно на их карьеру, если мы говорим о профессиональных занятиях вокалом. У них может измениться тембр голоса, а его сила и выразительность остаются прежними. Хотя и здесь бывают исключения.

Если говорить о женщинах, то есть четкая зависимость между менструальным циклом и голосовым аппаратом. В «критические» дни голос становится грубее, жестче и ниже. Для тех, кто «не работает» голосом, возможно, временные перемены не так явны, представители же «голосовых» профессий эти тонкости знают. И стараются в эти несколько дней не перегружать голосовые связки. А если есть возможность, то вообще отказываются от выступлений.

А вообще-то я советую всем женщинам беречь свой голос в период менструаций. Желательно максимально бережно относиться к нему и в другие гормонально неустойчивые периоды жизни – во время беременности, после родов, в период менопаузы. Голос очень реагирует даже на небольшие нарушения привычного баланса женских половых гормонов. Например, все певицы знают, что прием гормональных препаратов может отразиться на тембре голоса.

– Прочитала об интересном открытии американских ученых. Они провели ряд исследований и выяснили, что человеческий мозг гораздо лучше воспринимает мужскую речь, чем женскую. Как бы вы могли прокомментировать это?

– Мы изучаем голосовые возможности несколько с другой стороны. Нас интересует процесс голо-сообразования, что его нарушает, как можно его улучшить.

Например, я совершенно точно могу сказать, что если у женщины по утрам бывает осиплый голос, следовательно, она гипотоник. У таких людей организм «просыпается» позже, где-то к полудню. И сразу после пробуждения голосовые связки находятся в расслабленном состоянии и плохо вибрируют. Отсюда и «утренние» хрипы и осиплость голоса. Поэтому женщине-гипотонику не следует планировать утренние совеща-ния или выступления перед аудиторией. Для нее будут гораздо комфортнее дневные переговоры или лекции.

– Знаю, есть такое понятие «гигиена голоса». Что оно в себя включает? И всем ли это нужно соблюдать?

– Сейчас практически нет молчаливых профессий. Кроме разве что дворника или токаря. Основная часть жителей современного мегаполиса регулярно нагружает свои голосовые связки. Кому сегодня удается избегать переговоров и совещаний, разговоров по мобильному телефону? Я уже не говорю о таких типично «голосовых» профессиях, как певцы,

дикторы, учителя, журналисты, экскурсоводы.

Поэтому каждый должен беречь свой голос. Ведь ни у кого не вызывает вопросов, а нужно ли по утрам чистить зубы. Или это можно делать только вечером? Каждый, кто заботится о своем здоровье, знает – так надо. И делает это.

Надо просто знать, что может ему навредить. И стараться по возможности избегать этого.

Прежде всего, это курение. Считаю, что сегодня это просто бич нашего общества. Раньше с раком гортани сталкивались только мужчины, женщин были единицы. Сейчас же процент пациентов женского пола катастрофически растет.

Мы много говорим о сердечнососудистых заболеваниях, о раке легких, а про рак гортани почему-то забываем. А между прочим, он находится на третьем месте среди всех онкологических заболеваний.

– Здесь, видимо, нужны совместные усилия общества, властей, родителей…

– В отношении детей и подростков, я уверена, есть простой способ навсегда отбить охоту курить. Надо лишь просто провести их разок по онкологическому лор-отделению. Пусть они своими глазами увидят все то, что «делает» сигарета.

Учитесь бороться со стрессами. Если не можете совладать со своими эмоциями самостоятельно, обращайтесь к специалистам. Это важно не только для голоса, но и для здоровья в целом.

Еще один момент – хронические инфекции в полости рта: тонзиллиты, фарингиты, кариес и многие другие. Практически стопроцентная гарантия, что со временем зараза перейдет и на гортань. «Слабые места» надо контролировать – как минимум два раз в год консультация врача и профилактическое лечение.

– Я слышала, что на голос плохо влияют большие дозы кофеина.

– Если уж любите кофе, то хотя бы пейте его с молоком. Так голосовые связки страдают меньше. Вообще наш рацион неизменно отражается на голосе. Известно, что для голосового аппарата опасно обезвоживание организма. Необходимо пить не меньше двух литров воды в день.

А вот алкогольных напитков лучше избегать. Они расширяют сосуды гортани и приводят к отекам. Голосовые связки вибрируют хуже, а напрягаются больше. Особенно вредно после этого кричать или громко петь. Поэтому я всегда против «голосистых» вечеринок и праздников. Как правило, наутро все «певцы» встают с охрипшим голосом. Конечно, один раз это не страшно. Но постоянные певческие эксперименты приводят к появлению «мозолей» – узелков на голосовых складках, приводящих к сиплости голоса.

Также, если после болезни голос «сел», не стоит разговаривать шепотом. Так вы не бережете голосовые складки, а, напротив, заставляете их трудиться с большим усилием.

Не забывайте о спорте. Не о фитнесе, который хоть и моден сегодня, но полезным его не назовешь. Он нефизиологичен для организма, так как дает нагрузку на отдельные группы мышц. Гораздо полезнее, как мы говорим, просто активный образ жизни – зарядка по утрам, плавание, тот же волейбол или баскетбол по выходным. Нужна хорошая физическая форма, а не развитые мышцы бедра или спины. Только общая нагрузка держит организм в тонусе, в том числе и голосовые складки – это те же мышцы.

Как ни крути, но здоровый образ жизни – самая хорошая профилактика проблем с голосом.

источник